За последние три недели жители Екатеринбурга вместе со всеми гражданами России осознали, что теперь живут в новой социальной реальности. Пока в потоке информации о событиях преобладают эмоциональные описания разрозненных фактов, субъективные оценки разнокалиберных экспертов. С точки зрения социолога происходящее – грандиозный социальный эксперимент. Он требует описания и фиксации разных его сторон и этапов, аналитического осмысления происходящих событий, сделавших нас поневоле «включенными наблюдателями».
Социологи Фонда «Социум» в период с 9 по 17 апреля 2020 года провели первый этап инициативного социологического исследования. Нашей целью стало получить, изучить и обнародовать информацию о существенных чертах и особенностях социального поведения и социальных настроениях горожан в необычный период – период разгоревшейся в мире пандемии коронавируса и начала экономического спада.
Как и большинство законопослушных граждан страны, социологи вынуждены работать в режиме самоизоляции, используя бесконтактные онлайн-методы общения с респондентами. В ходе исследования были проведены 2 онлайн фокус-группы, в которых приняло участие 12 человек – жителей Екатеринбурга, а также 2 глубинных интервью с предпринимателями из нашего города.
Социологи Фонда «Социум» продолжают работу. В дальнейшем будут опубликованы данные следующих этапов исследования. В настоящее время в рамках проекта «Омнибус» проводится массовый телефонный опрос жителей г. Екатеринбурга. Готовится аналитический материал по итогам изучения актуальных дискуссий, ведущихся горожанами в социальных сетях.
Следите за публикациями!
В отчете вы можете найти информацию по следующим темам:
- социальное самочувствие, социальные настроения горожан, преобладающий эмоциональный фон;
- семейные финансовые последствия самоизоляции;
- стратегии выживания в эпоху пандемии и кризиса;
- изменение потребительского поведения горожан в условиях самоизоляции;
- что думают горожане о мерах, предпринимаемых властями, и как на них реагируют;
- как изменилось отношение горожан к президенту и губернатору, и т.д.
Вот некоторые высказывания участников исследования, и отдельные выводы, к которым пришли социологи, анализируя мнение горожан:
«В текущем периоде финансовые проблемы пока остро не ощущаются, напротив, семьи сократили потребление по крупным статьям расходов, получив некоторую экономию семейных бюджетов. Но в отдельных социальных группах — у работников, занятых в «частном секторе» и предпринимателей — финансовая неопределенность в отношении будущего нарастает. У части из них апрельские доходы уже сократились в несколько раз, и, возможно, их полностью не будет. Бюджетники, напротив, чувствуют себя довольно уверенно, они убеждены в сохранении привычного уровня зарплаты при любых условиях, лишь некоторые ожидают возможного небольшого снижения (не будет премий, выплат за переработку и т.п.)»
«Произошедшие изменения в потреблении вполне закономерны. Потребление сконцентрировано на покупке продуктов питания. Горожане стали больше и чаще готовить, так как вся семья теперь питается дома, при этом еда стала более полезная, натуральная, домашняя. У несемейных жителей города стало больше времени для того, чтобы разнообразить свой рацион, купить и приготовить что-то новенькое, побаловать себя. В целом стараясь соблюдать режим домашней самоизоляции, сохранившие свой доход или имеющие небольшие сбережения горожане стали больше есть: мяса, овощей, сладостей. Жители города не делали запасов продуктов специально для того, чтобы пережить режим самоизоляции, они продолжают ходить в магазин, расположенный неподалеку от дома, и покупать там необходимые продукты, стараясь делать покупки с небольшим запасом, чтобы сократить частоту походов в магазин».
«Режим «самоизоляции» горожане поддерживают и стараются соблюдать. Участниками отмечается, что властям не удается принудить к этому несознательных, не хватает воли и правовых оснований. Отсутствие официального карантина в перспективе может привести к утяжелению экономической ситуации и к удлинению срока эпидемии в России. Уже сейчас оптимисты считают, что ограничительные меры не закончатся раньше июня, другие же ориентируются на конец лета – осень. Акции протеста, эксцессы, нарушение режима самоизоляции возможны, их потенциальные участники — прежде всего работники пострадавших от пандемии отраслей. Появление таких эксцессов некоторые участники исследования ожидают уже в первой половине мая — причиной будет отсутствие средств к существованию».
— «Сейчас теплые деньки настанут, патрулей по городу станет меньше…. Разрешат еще паре-тройке сфер на работу выходить… Люди начнут спокойно ходить по городу, гулять, кататься на велосипеде, с семьями гулять, по набережной… Я думаю, как только тепло станет – все вылезут» (бюджетник)
— «Когда людям нечего кушать будет… Еще месяц-полтора, когда государство никому не помогает и люди начнут разоряться… У большинства населения нет запаса денег. Люди начнут выходить, искать работу, ничем хорошем это не закончится…. Люди, которые работают в сфере услуг: они сидят без работы и без денег» (работник частного предприятия)
—«Для меня как для бизнесмена важно сохранить команду и я чувствую ответственность за своих людей, за их благополучие. Но у бизнеса задача – зарабатывать деньги. Благодаря этому он приносит пользу обществу. Требовать от бизнеса что-то еще – это перебор!» (предприниматель)